Великая транссибирская магистраль

Нашу страну по праву называют великой железнодорожной державой. По протяженности стальных магистралей (130 тысяч километров) Россия занимает второе место в мире. По железным дорогам перевозится примерно 70 процентов всех грузов, а количество пассажиров в 1966 году достигло 2,5 миллиарда человек. Словом, без этого вида транспорта современная жизнь немыслима.

А ведь еще сравнительно недавно, каких-либо сто с лишком лет назад, многие не верили в пользу железных дорог. В одной тогдашней газете было напечатано анонимное письмо «русского крестьянина-извозчика», за которым скрывался, возможно, заядлый крепостник или владелец конных заводов.

 «Дошли до нас слухи,- писал он,- что некоторые богатые господа, пользуясь заморскими затеями, хотят завести между Питером и Москвою чугунные колеи, по которым будут ходить экипажи, двигаемые невидимой силой с помощью паров.

Сдается, однако, этому не бывать. Русские вьюги сами не потерпят иноземных хитростей, занесут матушки снегом колеи, в шутку, пожалуй, заморозят пары. Да и где взять такую тьму топлива, чтобы вечно не угасал огонь под ходунами-самоварами. Али тратить еще деньги на покупку заморского угля, для того чтобы отбить насущный хлеб у православных? Стыдно и грешно».

Но время брало свое. Еще с 1837 г. действовала пригородная железная дорога Петербург - Павловск длиной 27 километров, а летом 1843 года началось строительство дороги Петербург - Москва. Тысячи крепостных крестьян появились в этих суровых, необжитых болотистых местах. Работали вручную: киркой, лопатой, тачкой, носилками. Страдали от бесчеловечного обращения, гибли от голода и болезней,

В ноябре 1851 года железная дорога была в основном закончена и открыта для движения. Первые поезда состояли из паровоза с тендером, одного багажного и пяти пассажирских вагонов. Поезд шел со скоростью 37/2 верст и путь до Москвы преодолевал за двое суток.

Вагоны были I, II и III классов. Лица высшего общества не желали ездить в общих вагонах; для них прицепляли специальные площадки, на которые ставили карету, и, таким образом, важные персоны ехали, восседая в собственных экипажах. Вагоны III класса представляли собой обыкновенные платформы со скамейками.

В вагонах не было ни туалетов, ни умывальников, ни отопления, ни полок для багажа. Пассажирам I и II классов перед отходом поезда ставили под ноги нагретые кирпичи в железных коробках. Через несколько часов охлажденные кирпичи заменяли. Во время езды вагоны сильно трясло, и люди запасались подушками и мешками с сеном, на которых можно было сидеть.

Хуже всех приходилось паровозной бригаде. В первых паровозах не было будок, и машинист, его помощник и кочегар работали под открытым небом. Их хлестало ветром, осыпало искрами из трубы, мочило дождем, забрасывало снегом.

В первые месяцы работы железной дороги случались осложнения. В метели поезда приходилось останавливать и вызывать крестьян из ближайших деревень для расчистки заносов.

Довершением бед являлись волки, которыми кишели дремучие леса, подступавшие к самому полотну. Целыми стаями нападали они на застрявшие поезда. Отбивались от них горящими головнями, ломами и лопатами.

Противники железных дорог злорадствовали. Как-то реакционная газетенка поместила ядовитую карикатуру: поезд, занесенный снегом до самых окон, и посиневшие, испуганные пассажиры, высунувшись из вагонов, протягивают руки, моля о помощи, а мимо, вздымая снежную пыль, мчится молодецкая тройка и в ней веселые раскрасневшиеся седоки.

Но уже в следующем, 1852 году сообщение наладилось, поезда стали ходить бесперебойно, лишив тем самым противников прогресса возможности поддерживать угасающую славу старушки-тройки.

Тройка... Большой редкостью стала она теперь. Только на свадьбах, на зимних гуляньях, да в старинных песнях еще жива удалая тройка. На необозримых просторах земли нашей звучит ныне могучая симфония «стальных коней»...



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика