Иван Сергеевич Тургенев

(1818-1883)

И. С. Тургенев прожил яркую, сложную и интересную жизнь. Он знал, дружил и встречался с самыми замечательными людьми своего времени: писателями и художниками, революционерами и артистами, государственными деятелями и простыми русскими крестьянами. Среди его друзей были поэт Н. А. Некрасов и А. И. Герцен, французские прозаики Флобер и Мериме, певица Полина Виардо и известная русская актриса М. Савина.

Тургенев много путешествовал, много видел. Но где бы ни находился писатель, сердцем он всегда оставался со своей родиной, с народом. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится!» - говорил Тургенев. Писатель не мыслил себе жизни без России, вне интересов, страданий и борьбы народа, без ее полей, лесов и лугов, воспетых им с такой вдохновенной и дивной силой. Вынужденный обстоятельствами подолгу жить за границей, он всегда тяжко переживал разлуку с родиной, тосковал, рвался домой.

Будучи уже тяжело больным, умирая вдали от родины, Тургенев обращался к поэту Я. Полонскому. «Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу».

 Любовь Тургенева к народу и родине была активной, действенной. Он служил ей своим литературным трудом, созданными произведениями. Тургенев начал писать еще при жизни Пушкина, был современником Гоголя и Белинского, революционных демократов 60-х годов и Льва Толстого, очевидцем отмены крепостного права и свидетелем героической борьбы русских революционеров-народников. Своим творчеством писатель сделал многое для пробуждения политического сознания народа и его передовых представителей.

О чем же его произведения? Ответить на этот вопрос не просто.

Однажды на просьбу рассказать о себе Тургенев заметил: «Моя биография - в моих произведениях». В сказанном заключен большой и глубокий смысл. Жизнь писателя - это прежде всего написанные им книги. Значительная часть тургеневских рассказов, повестей и романов действительно создана под впечатлением событий его собственной жизни.

Вот повесть «Первая любовь», воссоздающая эпизоды ранней юности писателя, - одно из самых любимых литературных детищ Тургенева. Или вот, например, случайная встреча с молодой девушкой, дочерью хозяйки кондитерской во Франкфурте, послужившая впоследствии материалом для чудесной, поэтической повести «Вешние воды». Или рассказ «Муму», где Тургенев в образе старой барыни показывает деспотический облик своей матери.

Автобиографическими мотивами насыщены и многие другие произведения писателя. Но они далеко не исчерпывают всего тургеневского творчества. Тематика его произведений гораздо шире, объемнее, многообразнее, чем автобиографические факты, послужившие толчками к их созданию. Хорошо сказал об этом Л. Толстой: «Он жил, искал и в произведениях своих высказывал то, что он нашел,- все, что нашел». Он рассказывал о своей вере в красоту, женскую любовь и искусство, выражал свое сомнение в этом и сомнение во всем. Но больше и чаще всего писал Тургенев о народе и передовых деятелях современной ему эпохи.

Писатель страстно любил Россию, он восхищался силой, умом и талантливостью великого русского народа, не сломленного долгими годами закабаления и нищеты. Он пропел ему торжественный и хвалебный гимн в своих знаменитых «Записках охотника», навсегда вошедших в золотой фонд мировой литературы.

С темой народа непосредственно связаны в творчестве Тургенева его раздумья о «героях своего времени». На протяжении всего писательского пути Тургенев стремился ответить на вопрос, каким должен быть герой времени. Он постоянно обращался то к одному, то к другому слою культурного русского общества в надежде найти там героя, который способен к самоотвержению и подвигу во имя служения прекрасной идее добра и. справедливости.

Результаты этих поисков отразились и в образе Рудина, олицетворяющем в романе передовое русское дворянство 40-х годов XIX века, и в образе Базарова, дающем представление о понимании Тургеневым роли и значения демократов-разночинцев, и в ряде других образов. Но писатель не всегда был способен понять до конца русских революционеров. Созданные им художественные типы подчас сложны и противоречивы, потому что отражали не только развитие русского общества, но и взгляды самого Тургенева на идеал передового деятеля. Не признавая революционного пути переустройства общества, Тургенев не смог правильно оценить революционных демократов 60-х годов и революционеров-народников 70-х годов, хотя их героизм, самоотверженность и бесстрашие были ему близки и вызывали восторженное отношение. Тургенев преклонялся перед бескорыстным энтузиазмом, целеустремленностью и мужеством революционной молодежи и восславил ее подвиг в романе «Новь», в своем известном стихотворении

в прозе «Порог», где дал величественный образ девушки-революционерки, готовой к любым испытаниям и мукам.

Стихотворение «Порог» было опубликовано уже после смерти Тургенева вместе с прокламацией народовольцев, посвященной его памяти. В ней молодые русские революционеры, отдавая последний долг великому писателю, открыто признавали его своим нравственным учителем. «Барин по рождению, аристократ по воспитанию и характеру, «постепеновец» по убеждениям, - писали они, - Тургенев служил русской революции сердечным смыслом своих произведений».

Тургенев получил всеобщее признание своих литературных заслуг не только в России.

Он был первым русским писателем, произведения которого переводились и читались в странах Европы и Америки. Оксфордский университет присудил ему степень доктора права. В 1878 году на Всемирном литературном конгрессе Тургенева единодушно избрали вице-президентом конгресса.

Чествуя Тургенева, мировая общественность чествовала в его лице всю русскую литературу, передовую Россию, лучших сынов ее, «носящих в груди все скорби и вопросы» своего времени,

Л. ОСЬМАКОВА



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика